Экскурсию на современное хлебопекарное предприятие мы заканчиваем в печном цехе. Здесь завершается рождение этого великого чуда — хлеба насущного. В огромных хлебопекарных печах — автоматизированных конвейерных агрегатах, расположенных в закрытых тоннелях или тупиковых камерах, белые тестовые заготовки, медленно наливаясь золотым теплом, превращаются в буханки ржаного хлеба, пшеничные калачи и батоны, маленькие круглые булочки. В печных агрегатах автоматически регулируются температура пекарной камеры и продолжительность выпечки в зависимости от сорта изделия, массы, качества муки.
Каждая хлебопекарная печь выпекает в сутки по 10—12 тысяч буханок или батонов. На некоторых заводах работают хлебопекарные печи, суточная выработка которых составляет 80—90 тысяч буханок. Одна такая печь обеспечивает сегодня хлебом свыше.200 тысяч человек в день.
Готовый хлеб укладывают в передвижные контейнеры, в которых он доставляется в булочную. Такие контейнеры служат в магазине своего рода прилавками, с которых покупатель выбирает нужный ему хлеб.
Существенно, что транспортировка хлеба в закрытых контейнерах обеспечивает сохранение его в свежем виде более длительное время. Если, к примеру, хлеб, выпеченный вечером, поместить в закрытый контейнер, то утром, ко времени поступления изделий в магазин, он будет оставаться практически свежим. Хранение и транспортировку хлеба в закрытых контейнерах сегодня применяют в Тбилиси, Таллине, Донецке, Фрунзе, Вильнюсе и других городах.
Побывав на хлебозаводе, мы с вами убедились, что на всех стадиях производства хлеба сегодня не только уделяют внимание его высокому качеству, механизации процессов производства, но и ведут постоянную борьбу за снижение потерь и затрат муки и хлеба - каждого процента, каждой десятой, а порой и сотой доли процента. Героическую работу по экономии хлебных ресурсов ведут и в сельском хозяйстве, и в системе заготовок и хранения зерна, и в мукомольной промышленности. Так по колоску, по зерну, по граммам муки и хлеба сохраняется главное богатство страны. И тем страшнее бывает видеть, как созданный и сохраненный великим трудом миллионов людей хлеб порой бездумно и безжалостно бросают на землю, топчут ногами, вывозят на свалку.
Надо всегда помнить о том, какой дорогой ценой, каким великим трудом достигнуто наше хлебное изобилие, о котором мы часто и не думаем, как не думаем о ярком солнце, чистом воздухе, свежей воде - не думаем о том, в чем не испытываем нужды.
Каково же место хлеба в жизни современного человека? В чем заключается роль хлеба в наши дня?
Хлеб и сегодня занимает достойное место в рационе литания многих народов. Зерновая пища в виде жидких каш из целого или дробленого зерна, лепешки из пресного или сброженного теста и другие виды того древнего хлеба, которому много тысячелетий, в наши дни продолжают оставаться хлебом насущным в странах Африки, в сельских районах Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока, на островах Океании.
Хлеб в нашем с вами понимании, т.е. продукт, приготовленный из пшеничной или ржаной муки с применением дрожжей и заквасок, производят и потребляют в Советском Союзе, Западной Европе, Северной и Центральной Америке, в Австралии. Да и во многих городах Африки, Азии, Южной Америки наряду с примитивным хлебопечением за последние десятилетия получило развитие современное производство пшеничного хлеба из сброженного теста.
В большинстве стран потребность человека в энергии (калорийность) удовлетворяется за счет зернового питания на 40—50%, а в некоторых, например в Индии и странах Вееточной Африки, превышает 65%.
В развитых странах мира основным продуктом зернового питания сегодня по-прежнему остается Пшеница. В странах Западной и Восточной Европы, СССР, США, Канаде, Аргентине, Чили, Уругвае, Австралии, Новой Зеландии значительную часть пшеницы расходуют на производство хлебных изделий, В ряде развивающихся стран Азии среди зерновых продуктов питаний преобладает рис, но наряду с ним в некоторых государствах (Индия, Япония и др.) население начинает употреблять в пищу продукты из зерна пшеницы, в том числе и печеный хлеб домашней и промышленной выПбчки.
|