Текущий ремонт проводят в процессе эксплуатации оборудования между плановыми капитальными ремонтами. Этот вид ремонта предназначен для поддержания оборудования в работоспособном состоянии и проводится путем замены или ремонта отдельных деталей (кроме корпусных и базисных) при минимальном объеме разборочно-сборочных работ.
В перечень основных работ при текущем ремонте оборудования входят: замена быстроизнашивающихся деталей, износ которых достиг установленного максимального предела; устранение мелких дефектов оборудования; зачистка поверхностей трущихся деталей с
целью устранить забоины и задиры; притирка кранов и клапанов; подтяжка крепежных деталей и пружин, регулирование зазоров, проверка и чистка подшипников, чистка смазочных устройств; проверка и замена изношенных фрикционных тормозных лент, тросов, цепей, ремней; замена набивок сальников и прокладок в трубопроводах, пройывка редукторов; проверка и чистка воздуховодов; исправление или замена износившейся арматуры; контроль и исправление предохранительных и блокирующих устройств контрольно-измерительных приборов.
Текущий ремонт осуществляют на месте установки оборудования силами ремонтного и дежурного персонала цеха. Механик цеха (или бригадир) руководит ремонтом и отвечает за его качество и своевременность. Продолжительность текущего ремонта устанавливается заранее по каждому цеху годовым графиком планово-предупредительного ремонта. При этом учитывают, что текущий ремонт должен выполняться в нерабочее время, а если неизбежен простой оборудования, то он не должен превышать установленных норм. Объем текущего ремонта составляет около 20% капитального.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
Капитальный ремонт предусматривает полное восстановление технических параметров оборудования и доведение производительности и точности работы оборудования до пределов, предусмотренных паспортом. Капитальный ремонт оборудования проводят силами ремонтно-механических мастерских или ремонтным персоналом производственного цеха соответственно в ремонтно-механических мастерских хлебопекарных предприятий или непосредственно на месте его установки в сроки, предусмотренные графиком ремонта.
В перечень основных работ при капитальном ремонте оборудования входят: полная разборка всех узлов и механизмов; тщательная проверка узлов и деталей — дефекация, составление дефектной ведомости и сметы; замена износившихся узлов и деталей или их реставрация; тщательная выверка, центрование, балансировка узлов и машины; ремонт базовых деталей в целях восстановления первоначальных параметров (точность, мощность, производительность), утраченных в процессе эксплуатации оборудования; выверка станины (рамы) машины; приведение размеров допусков и посадок сопряженных деталей и узлов в соответствие с техническими условиями; отладка и регулирование всех приборов автоматики и управления; ремонт привода; сборка, наладка и обновление внешнего вида (окраска оборудования) с восстановлением всех необходимых надписей; испытание, сдача, приемка оборудования по техническим условиям и оформление документации.
Во время капитального ремонта может быть произведена модернизация оборудования. Прошедшее капитальный ремонт оборудование по своим техническим параметрам должно соответ-
ствовать новому оборудованию, а в случае его модернизации отдельные параметры (точность, мощность, производительность) могут превышать параметры нового оборудования.
Капитальный ремонт оборудования производят только при полном обеспечении его материалами, запасными деталями и рабочей силой. Капитальный ремонт оборудования в зависимости от вида и сложности осуществляют один раз в 2—3 года.
При капитальном ремонте обязательно составляют дефектную ведомость на каждую единицу оборудования, которую, как правило, составляют по утвержденной заводской форме мастер по ремонту или технолог вместе с бригадиром слесарей, ремонтирующих данное оборудование. При разборке оборудования каждую деталь рекомендуется маркировать в соответствии с номером детали по дефектной ведомости. Номера можно наносить клеймением на нерабочих поверхностях деталей или привязывать к деталям бирки с номерами. Такая маркировка облегчает подбор деталей при сборке, а также контроль за прохождением ремонта.
Кроме текущего и капитального ремонтов на предприятиях хлебопекарной промышленности могут проводиться средний и восстановительный ремонты, а также внеплановые ремонты. Среднему ремонту в настоящее время подвергается только уникальное и крупногабаритное оборудование. Восстановительный ремонт проводится после стихийных бедствий или длительного бездействия оборудования. Внеплановый ремонт проводится при внезапном выходе оборудования из строя вследствие аварии, поломок или по другим причинам.
|