При монтаже подшипников качения на вал необходимо ставить войлочные кольца-прокладки, пропитанные горячим маслом, что предохраняет подшипники от попадания в них пыли.
Ремонт и сборка зубчатой передачи. Исправное состояние зубчатой передачи, особенно правильная ее сборка и смазка, играют решающую роль в работе машины в целом.
В практике нередки случаи, когда небрежно собранная, вполне исправная передача работает плохо: шестерни вращаются туго и тем самым перегружают электродвигатель, появляются неестественный шум, гудение и даже стук.
Причина плохой работы зубчатой передачи — грубая ее разборка и сборка, отсутствие смазки, перекосы и гнутость валов передачи, излишне большая перегрузка и т. д.
Чаще всего у шестерен ломаются зубья. Кроме того, могут лопнуть обод, спицы или втулка. Изношенные зубья шестерен целесообразно реставрировать в том случае, если изношено небольшое их количество. Если сломался один зуб, то напильником следует выровнять под ним место и изготовить новый зуб, пригнав его к подготовленному месту. Затем в зубе и ободе просверлить два отверстия (рис. 166), через которые пропустить болты с потайной головкой. Затянув винты гайками, получим достаточно надежное скрепление.
Если произошла поломка зуба напротив спицы (рис. 167), то в этом случае необходимо болты заменить винтами.
Если позволит толщина обода, можно выпилить в нем канавку в форме ласточкина хвоста (рис. 168, а) и загнать в нее ударами молотка выпиленный зуб с основанием, соответствующим форме канавки.
Если сломались несколько зубьев подряд, то следует выпилить общую канавку для всех зубьев (рис. 168, б) и пригнать к ней основание вновь изготовленных зубьев. Для большей прочности в впадины ввинчивают винты или забивают конические штифты.
У шестерен малого диаметра с ободом достаточной толщины можно заменить сломанный зуб новым, изготовленным из нескольких винтов. Для этого, выровняв место под сломанным зубом, просверливают отверстия и нарезают в них резьбу, как показано на рис. 169. Изготовив соответствующие винты, завинчивают их в отверстия, а выступающие части винтов (их оставляют ненарезанны-ми) опиливают по профилю зубьев.
Зубчатые колеса можно ремонтировать и наплавкой. При ремонте зубчатых колес наплавкой изношенные или сломанные зубья стальных колес наплавляют электродуговой или газовой сваркой с последующей обработкой их на фрезерном станке или в крайнем случае обработкой абразивными кругами.
Лопнувший обод у шестерен можно скрепить, как показано на рис. 170. Для этого необходимо иметь две стальные накладки, которые устанавливают по сторонам обода и стягивают через просверленные отверстия в накладках и ободе болтами.
В шестерне может быть и такое повреждение, когда выламывается кусок обода вместе с зубом. В этом случае следует применять накладки из угловой стали, предварительно выгнув их по форме обода, а затем через просверленные отверстия укрепив накладки и обод болтами, а выломанный кусок обода еще и винтами.
Шестерни с лопнувшим ободом можно ремонтировать также сваркой. Перед сваркой необходимо расчистить трещину; во время сварки обод раскрепить так, чтобы после ремонта были сохранены правильный шаг, размеры и форма шестерни. Для того чтобы шестерни не покоробились и не лопнули, до начала сварки их необходимо нагреть до темно-красного цвета.
Шпоночные канавки шестерен ремонтируют так же, как и шпоночные канавки валов.
Зубцы отремонтированных шестерен должны быть одного размера в соответствии с чертежом и одинакового профиля. Поверхность зубцов обязательно должна быть чистой и гладкой.
При сборке зубчатой передачи выполняют следующие работы: если на вал насаживают цилиндрическую шестерню, то необходимо проверить параллельность валов, а если коническую, то перпендикулярность.
Надевать шестерни необходимо осторожно. Ударять молотком по ступице шестерни необходимо через медную прокладку, поворачивая при этом вал с шестерней во избежание перекоса. При правильном положении валов, на которых насажены сцепляющиеся цилиндрические шестерни, зубцы этих шестерен должны касаться друг друга по всей длине зубца.
|