Правильно собранная зубчатая передача должна работать плавно и без шума.
При работе червячной передачи изнашиваются червячный вал и зубья червячного колеса. Во время ремонта хлебопекарного оборудования, особенно тестомесильных машин «Стандарт», дежей, редукторов конвейерных печей, пруферов и т. п., чаще всего выходят из строя червячные валы, так как они быстрее изнашиваются, чем червячные колеса. В случае сильного износа червячных колес следует одновременно произвести • замену и червячных валов, и червячных колес. Шпоночные канавки червячных колес и валиков ремонтируют так же, как и канавки валов других механизмов.
При сборке червячной передачи необходимо обращать внимание на соблюдение перпендикулярности осей червячного колеса и червячного вала.
Ремонт и сборка цепной передачи. В цепной передаче могут изнашиваться звездочки, цепи, валы и подшипники. При естественном износе срабатываются зубья звездочек, а в случае аварии могут появиться трещины и на ободе. Во время ремонта эти дефекты, как и у шестерен, исправляют сваркой.
Предельным износом считается уменьшение толщины зуба на 50%, в этом случае следует заменить звездочки новыми или наплавить изношенные зубья.
От длительной работы у цепей Галл я разрабатываются отверстия боковых щек, в результате чего цепь удлиняется. При удлинении цепи больше чем на 3% от первоначальной длины цепь ремонтируют. Неисправные звенья, состоящие-» из щек, пальцев и втулок, заменяют новыми.
Перекошенные цепи Галля работают неспокойно и быстро изнашиваются. Поэтому при сборке цепной передачи необходимо, чтобы была выдержана параллельность валов и чтобы звездочки устанавливались одна против другой, т. е. в одной плоскости; это можно проверить шнуром, как при установке шкивов ременной передачи.
Правильное натяжение цепей очень важно для нормальной работы передачи и для уменьшения ее износа. Цепи необходимо смазывать и периодически промывать в синтетическом моющем средстве.
Особенно важно соблюдать натяжение и параллельность конвейерных цепей в хлебопекарных печах марок ФТЛ-2, ФТЛ-20 и т. п. При незначительных перекосах цепей в конвейерных печах возможны аварии конвейера, выпадение люлек, что совершенно недопустимо.
Ремонт и сборка ременной передачи. При работе ременной передачи изнашиваются шкивы, но это происходит очень редко и лишь в случаях аварии возможно появление трещин в ободе, спицах и ступице. Эти дефекты могут быть исправлены при помощи электрической или газовой сварки. Сваренные места должны быть зачищены на наждачном камне.
Шкивы хлебопекарных машин насаживают на валы так же, как и шестерни.
Правильно собранный вал ременной передачи не должен бить. Для того чтобы упростить проверку биения, к вращающемуся шкиву,
насаженному на вал ременной передачи, осторожно подводят кусочек мела и на выступающей части шкива остается его след. Чтобы ремень при работе ременной передачи не сходил со шкива, у парных шкивов одинаковой ширины боковые поверхности должны лежать в одной плоскости. Для проверки натягивают шнур, который при правильном положении шкивов должен одновременно коснуться боковых поверхностей обоих шкивов в четырех точках (по две на каждом шкиве). Шнур при этом не должен изгибаться.
Ремонт и сборка транспортных механизмов. Наиболее ответственной и быстроизнашивающейся частью транспортера является хлопчатобумажная или прорезиненная лента.
Ко всем транспортерам независимо от их длины и ширины предъявляются следующие требования: все ведущие и направляющие ролики, а также и передаточные механизмы должны легко вращаться; лента не должна иметь перекоса и не должна пробуксовывать на барабанах; приводные ремни не должны быть сильно натянуты во избежание усиленного износа подшипников.
По истечении установленного срока транспортер останавливают на ремонт, при котором: разбирают приводную и натяжную станции, несущие и поддерживающие ролики и транспортерную ленту; зачищают валики и ролики шкуркой; исправляют дефекты в зубчатой и цепной передачах; исправляют дефекты в проходах, предназначенных для смазки; заменяют или шлифуют втулки; заменяют транспортерную ленту, приводные ремни или цепи Галля.
При сборке узлов транспортера необходимо обращать внимание на следующее: станина транспортера должна быть установлена так, чтобы обе фермы были строго параллельны центровой линии; все поддерживающие ролики и валики должны быть параллельны между собой и должны находиться в одной плоскости; собранные ролики не должны иметь осевого смещения и боковой игры; валики роликов должны быть хорошо смазаны, а приводной и натяжной барабаны правильно центрированы и надежно закреплены на валах; натяжение болтов у натяжного устройства транспортера должно быть отрегулировано. При замене изношенной ленты ее сначала раскатывают на ровной площадке и отмеривают нужную длину. Затем отодвигают натяжной барабан в крайнее исходное положение, обеспечивая наименьшее расстояние между центрами крайних барабанов, после чего помещают ленту на нижние, а затем на верхние ролики и укладывают ее ровно, без перекосов. Лента должна быть точно центрирована по отношению к поддерживающим ее рабочим и холостым роликам, если это не будет достигнуто, то кромки роликов могут пострадать от трения о станину. Концы ленты располагают при укладке на грузовой (рабочей) ветви, после чего приступают к ее стягиванию.
Ленту следует стягивать равномерно, для чего лучше всего прибегать к специальному натяжному приспособлению (рис. 173).
После сборки транспортер испытывают вхолостую в течение
10—15 мин, проверяя, не греются ли подшипники, не шумит ли транспортер, нет ли перекосов и сползания ленты и т. п.
Нельзя испытывать транспортер при сильном натяжении ленты. Это перегружает приводной механизм, увеличивает расход энергии, вызывает ненужное напряжение ленты и ослабляет ее соединение.
Неполадки в колесных механизмах вагонеток и тележек на хлебопекарных предприятиях чаще всего происходят из-за износа втулок или шарикоподшипников, кото-! рые следует заменять новыми и хорошо смазывать.
Правильная установка колес на оси должна удовлетворять следующему условию: на поднятой и установленной на подставку вагонетке колеса на оси должны плавно вращаться, без всяких заеданий. В то же время не должно быть переменной «игры» колеса.
Деревянные стеллажи вагонетки должны прочно крепиться к полкам из угловой стали; доски должны иметь гладкую поверхность и содержаться в хорошем санитарном состоянии.
|