Как и любая другая прикладная область знаний, холодильная технология пищевых продуктов обязана своим становлением и развитием запросам практики — необходимости получения продуктов высокого качества и дальнейшего сохранения этого качества в процессе хранения продуктов. В своем элементарном выражении эта область знаний ведет свое летосчисление с незапамятных времен, ибо практические вопросы по сохранению пищи в их простейшей ферме возникали, по-видимому, уже с тех пор, как. человек научился добывать эту пищу.
Холодильная технология как наука сформировалась лишь к началу XX столетия, когда появилась возможность получать искусственный холод в промышленном масштабе и экспериментально оценивать влияние холода на пищевые продукты. Возникли, утвердились и продолжают сосуществовать принципиально различные способы обработки и хранения пищевых продуктов. В их естественной конкуренции, определяемой главным образом достоинствами экономического порядка, а также максимальным сохранением исходных качественных характеристик продуктов, способ холодильного консервирования завоевал наиболее широкое признание. В становление этой науки весомый вклад внесли крупные отечественные ученые, стоявшие у истоков ее формирования.
В настоящее время холод широко применяется в производстве пищевых продуктов, а холодильное хранение бесспорно преобладает перед другими способами их хранения. Обращая внимание на особую значимость холодильной технологии в производстве и хранении пищевых продуктов, ведущие специалисты в этой области Н. А. Головкин и Г. Б. Чижов справедливо отмечают, что «сезонность производства многих пищевых продуктов, необходимость перевозки их на значительные расстояния, культура торговли и сохранение качества пищи сделали применение холода одним из непременных условий обеспечения нормального питания людей». Однако что значит нормальное питание людей? Ответить на этот вопрос не так-то просто.
Попытка составить себе представление о нормальном питании человека послужила основанием для возникновения новой самостоятельной области знания — науки о питании. Эта наука занимается исследованием закономерностей ассимиляции пищи (обмен веществ и энергии в организме) и особенностей изменений обмена веществ и характера питания людей при расстройствах обмена (заболеваниях) в связи с профессиональными особенностями труда, возрастными изменениями и др. Поскольку в основном речь идет об обмене веществ в организме, то ведущее место здесь по праву принадлежит биологической химии. Таким образом становится очевидным, что нельзя целенаправленно и эффективно обеспечить нормальное питание людей без достаточного понимания основных закономерностей биохимии. Вот один пример. Еще в 70-е годы прошлого века считали, что для полной обеспеченности человека питанием нужно лишь, чтобы в пище в достаточном количестве присутствовали белки, жиры и углеводы. Однако, несмотря на, казалось бы, достаточное содержание в пище основных химических компонентов, как выяснилось впоследствии, из-за дефектов в питании, погибали миллионы людей. И только экспериментальные исследования помогли решить эту задачу. Первый такой эксперимент был осуществлен русским ученым Н. И. Луниным. Он установил, что кроме белков, жиров и углеводов организму для обеспечения его нормальной жизнедеятельности необходимы дополнительные факторы питания, которые впоследствии были названы витаминами. Биохимики расшифровали структуру витаминов, установили причины развития авитаминозов, а затем и механизм развивающегося при этом патологического состояния. Успехи, достигнутые в понимании закономерностей обмена веществ в живом организме, незамедлительно сказались на развитии пищевой технологии как прикладной науки, наполняя ее новым конкретным содержанием и способствуя ее дальнейшему прогрессу в целом. Действительно, ни одно из направлений пищевой технологии сегодняшнего дня невозможно себе представить без учета влияния применяемой обработки и хранения пищи на содержание в ней витаминов. Кстати, способ холодильной обработки и хранения пищевых продуктов является в этом отношении наиболее щадящим. Можно привести множество других примеров. Но из приведенного видно, что быстрое развитие холодильной технологии невозможно без достаточного научного ее обоснования на базе фундаментальных наук.
Не умаляя значения и других наук, вносящих свой вклад в общее развитие холодильной технологии, следует признать, что биологической химии принадлежит одно из ведущих мест. В приложении к курсу холодильной технологии должное внимание уделяется превращениям в организме составных химических компонентов пищи (основы обмена веществ и энергии); пониманию механизма обеспечения этими компонентами нормальной жизнедеятельности организма (строение и функциональное назначение компонентов пищи); оценке степени удовлетворения качественных и количественных потребностей организма в веществах, входящих в продукты питания (энергетическая, биологическая и в целом пищевая ценность химических компонентов пищи); пониманию характера биологических изменений составных компонентов пищи в процессе ее обработки и холодильного консервирования (биохимическая и физико-химическая характеристики продуктов, обусловливающие и качественные показатели, и изменения этих показателей в процессе холодильной обработки и хранения). Этот круг вопросов и предопределил содержание книги.
Подготовительный этап монтажа
Проверяют и расчищают монтажные отверстия, выполненные генподрядчиком для пропуска продукта, размечают по шаблону и сверлят отверстия для крепежных болтов.
Основной этап монтажа
Доставляют крупоотделитель в монтажную зону и устанавливают его на деревянную раму. Выверяют по горизонтали и вертикали, затем крепят к перекрытию. Свободное пространство внутри деревянной рамы заполняют бетоном на высоту 100 мм. При пуске под нагрузкой крупоотделитель настраивают регулированием числа колебаний при помощи вариаторного шкива и изменением наклона столов. На холостом ходу машину испытывают в течение 2—3 ч.
.......................................................................................................................... |