Аэрожелоба
Аэрожелоба — аэро-гравитационные транспортеры предназначены для механизированной выгрузки зерна из склада, активного вентилирования зерна, их можно также использовать для газации и дегазации зерновой насыпи.
Оборудование складов аэрожелобами и рассекателями позволяет применять дистанционное управление, обеспечивает полную механизацию разгрузки складов, ликвидирует тяжелые условия труда рабочих, обслуживающих передвижную механизацию, и повышает эффективность активного вентилирования зерна.
В последние годы у нас и за рубежом все более широкое распространение получает техника псевдоожиженного или кипящего слоя. При продувании воздухом с определенной скоростью зернового слоя он переходит из плотного состояния в псевдоожиженное. Вследствие уменьшения сил трения между зернами слой приобретает свойство жидкости и начинает течь. Это свойство и используют в аэрожелобах.
Устройство аэрожелоба
Аэрожелоб представляет собой канал, сделанный в полу склада перпендикулярно его продольной оси. Каналы 5, 6 разделены на две части ситом 4. Нижняя часть аэрожелоба — воздухораспределительная, а верхняя — транспортирующая. Один конец канала при помощи диффузора 2, проходящего через отверстия в стене склада, соединен с осевым вентилятором /, а другой конец канала примыкает к выпускной воронке 9 склада, имеющей задвижку. Сверху канал закрыт предохранительной прутковой решеткой 3. Длина канала 10 000 мм, ширина от 100 до 400 мм. Глубина по длине аэрожелоба переменная. Угол . наклона сит 3—6° в сторону движения зерна. Количество аэрожелобов в складах различное. Расстояние между. продольными осями аэрожелобов составляет 2000— 3000 мм.
Для полного выхода зерна из склада между аэрожелобами устанавливают рассекатели (рис. 99) с углом наклона плоскостей 40—45°. Остов рассекателя делают из бетона и сверху штукатурят или покрывают асфальтом,- а пазухи рассекателя заполняют грунтом, полученным при рытье каналов. В некоторых случаях рассекатели делают из железобетонных плит или стальных листов.
Принцип работы аэрожелобов
При выгрузке зерна из склада открывают задвижку воронки и сначала зерно выпускают самотеком. Затем включают вентилятор, воздухом зерновая масса разжижается и начинает транспортироваться по ситу и выпускной воронке.
При активном вентилировании зерна задвижка выпускной воронки должна быть закрыта.
Аэрожелоба могут быть одно-, двух- и многоканальными. Наибольшее распространение получили двухканальные аэрожелоба. При использовании одноканальных аэрожелобов в складе требуется большое количество вентиляторов, а следовательно, и отверстий в стенках склада.
Наиболее распространенные аэрожелоба имеют: угол наклона воздухораспределительной решетки 3—6е; глубина канала — 600 мм, ширина канала — 300 мм, рабочая ширина сита — 250 мм.
Для равномерного распределения воздуха и устойчивого транспортирования зерна по всей длине аэрожелоба высота отверстий чешуй сита должна быть около 1 мм.
В качестве воздуходувной машины применяют или центробежные вентиляторы ЦП7-40 № 6 и № 8, или осевые СВМ-5М. Средняя ориентировочная производительность аэрожелоба для пшеницы составляет 1,0—1,5 т/ч на 10 мм ширины чешуйчатого сита.
Разработана конструкция двухстороннего аэрожелоба АРВ. Его монтируют в полу склада и опирают на выпускную воронку 3. В комплект аэрожелоба входят: четыре секции 2, представляющие собой каркас из угловой стали, к которому снизу приварено чешуйчатое сито; выпускная воронка; два патрубка 1 и два вентилятора 4 СВМ-5М. Патрубки закрываются крышками. Сито размещают горизонтально, а дно воздухораспределительного канала имеет небольшой уклон к стене склада.
Условия эксплуатации аэрожелобов
В них необходима тщательная герметизация стыков и соединений. Это достигается подгонкой и применением резиновых уплотнений или заделкой специальным цементным раствором. Применяют также укладку сит внахлестку снизу вверх с величиной нахлестки не более 10—15 мм. Необходимо выравнивать волнистую поверхность сит и изгибы, иначе они отрицательно сказываются на производительности аэрожелобов.
Перед загрузкой зерна в склад надо тщательно осмотреть аэрожелоба. Проверить целостность чешуйчатых сит, выровненность их поверхности, плотность стыков, торцов и т. д. Осмотр проводят при работающих вентиляторах.
Воздушный поток должен выходить только через отверстия сит аэрожелоба.
Равномерность распределения воздуха по всей поверхности чешуйчатых сит можно проверять крыльчатым анемометром.
Для обеспечения устойчивой и высокой производительности аэрожелобов рекомендуется подключать одновременно вентиляторы, расположенные параллельно или напротив, так как в этом случае достигается образование взаимного воздушного подпора воздуха смежных участков насыпи, уменьшается утечка в не продуваемые соседние участки. Если аэрожелоба работают только с одной стороны склада, то необходимо перекрывать переходные патрубки в противоположных и соседних аэрожелобах. В противном случае происходит утечка части воздуха, снижение производительности аэрожелобов и засорение противоположных каналов.
Рекомендуется в неработающих аэрожелобах переходные патрубки держать всегда закрытыми во избежание сквозняков, образования конденсации влаги и увлажнения зерна под ситами. Переходные патрубки должны быть закрыты снаружи склада, чтобы в канал не попали посторонние предметы.
Движение зерна по аэрожелобам должно быть непрерывным до полной его выгрузки. Для этого необходимо регулировать выпуск зерна из каналов в воронки. Изменяя положение задвижек, установленных в конце аэрожелоба и в выпускной части воронки, добиваются одинакового поступления зерна с аэрожелоба и выпуска из воронки. Если нарушается это равновесие и выпуск зерна превышает его поступление в воронку, то происходит разрыв потока зерна. Подаваемый воздух устремляется в зону меньшего сопротивления, и поэтому скорость перемещения зерна резко падает. Для того чтобы не происходили воздушные разрывы движущегося слоя, рекомендуется сито канала аэрожелоба на расстоянии 150—400 мм от выпускной воронки перекрывать кровельной сталью.
Если через не плотности и щели между ситами и стенками зерно попадает в воздухоподводящую часть канала, то воздух не может равномерно аэрировать зерновую массу, и она перестает течь. В этом случае надо очистить каналы от зерна.
Когда зерновой склад не оборудован рассекателями, то оставшуюся часть зерна на полу подают к аэрожелобам при помощи передвижной механизации.
.......................................................................................................................... |