Меню раздела

  1. Торговая техника
  2. Значение измерительного оборудования
  3. Весоизмерительные приборы и их классификация
  4. Затребования, предъявляемые к весам
  5. Весы настольные гирные
  6. Весы настольные циферблатные
  7. Шкально-гирные весы
  8. Циферблатные весы
  9. Автомобильные весы
  10. Вагонные весы
  11. Гири
  12. Оптические и электронные весы
  13. Настольные оптические весы
  14. Электронные весы
  15. Правила эксплуатации весоизмерительных приборов
  16. Меры длины и объема
  17. Контроль за эксплуатацией весоизмерительного оборудования
  18. Выбор типов весов
  19. Фасовочное оборудование
  20. Расфасовочно-упаковочное оборудование для сыпучих пищевых продуктов
  21. Расфасовочно-упаковочное оборудование поточно-механических линий
  22. Кассовое оборудование
  23. Кассовое оборудование - Установочный механизм
  24. Кассовое оборудование - Индикаторный механизм
  25. Кассовое оборудование - Счетный механизм
  26. Кассовое оборудование - Печатающее устройство
  27. Кассовое оборудование - Нумератор чеков
  28. Кассовое оборудование - Механизм окрашивания
  29. Кассовое оборудование - Приспособление для чековой ленты
  30. Кассовое оборудование - Механизм контрольной ленты
  31. Кассовое оборудование - Механизм печатания
  32. Кассовое оборудование - Передаточный механизм
  33. Кассовое оборудование - Приводной механизм
  34. Кассовое оборудование - Замки и ключи
  35. Классификация контрольно-кассовых машин
  36. Организация эксплуатации контрольно-кассовых машин
  37. Порядок работы на контрольно-кассовой машине
  38. Порядок ведения кассовых операций
  39. Организация технического обслуживания контрольно-кассовых машин
  40. Некоторые сведения об отдельных контрольно-кассовых машинах
  41. Контрольно-кассовые машины КО
  42. Контрольно-кассовые машины КП
  43. Контрольно-кассовая машина КС-2М («Сула-3»)
  44. Электронные контрольно-кассовые машины
  45. Контрольно-кассовые машины «Сведа»
  46. Выбор типов контрольно-кассовых машин
  47. Холодильное оборудование
  48. Работа компрессионных холодильных машин
  49. Холодильные агенты и холодоносители
  50. Компрессоры
  51. Конденсаторы
  52. Испарители
  53. Вспомогательное оборудование
  54. Холодильные агрегаты
  55. Принцип действия абсорбционных холодильных машин
  56. Льдотехника
  57. Холодильники торговых предприятий
  58. Торгово-холодильное оборудование
  59. Кондиционирование воздуха
  60. Эксплуатация холодильного оборудования
  61. Измельчительно-режущее оборудование
  62. Сущность измельчительно-режущего процесса
  63. Оборудование для измельчения хрупких продуктов
  64. Оборудование для измельчения мяса и рыбы
  65. Оборудование для нарезания гастрономических продуктов
  66. Оборудование для нарезания хлебобулочных изделий
  67. Оборудование для нарезания сливочного масла
  68. Правила эксплуатации измельчительно-режущего оборудования
  69. Назначение, общие сведения и классификация торговых автоматов
  70. Устройство торговых автоматов
  71. Монетные механизмы торговых автоматов
  72. Автоматы для продажи жидких товаров
  73. Автоматы для продажи штучных товаров
  74. Автомат для продажи табачных изделий АТ-600Б
  75. Оборудование для приготовления и продажи напитков
  76. Оборудование для приготовления и продажи газированной воды
  77. Оборудование для приготовления и продажи кофе
  78. Оборудование для продажи готовых напитков
  79. Оборудование жидкостных и газовых коммуникаций
  80. Сведения о подъемно-транспортных машинах
  81. Грузоподъемные машины и установки
  82. Транспортирующие машины и установки
  83. Погрузочно-разгрузочные, штабелирующие машины и установки
  84. Выбор оптимальной схемы механизации работ в торговых предприятиях
  85. Технологическое оборудование для механизации складов оптовых баз
  86. Комплекс оборудования для автоматизированного склада кипных товаров (СМЯ)
  87. Поточно-механизированные линии
  88. Оборудование для механизации труда работников в магазинах
  89. Торговый транспорт
  90. Торгово-технологические и эксплуатационные требования
  91. Автомашины, предназначенные для перевозок в торговле
  92. Контейнерные перевозки

Контент

Некоторые сведения об отдельных типах автомашин, предназначенных для перевозок в торговле

Известно, что сохранность качества при перевозках скоропортящихся грузов может быть обеспечена в специализированных автомобилях, снабженных необходимыми устройствами и оборудованием. В зависимости от конструктивных решений кузовов и соответственно условий для перевозки различных групп скоропортящихся продуктов специализированный холодильный автотранспорт можно подразделить на пять следующих групп:
1.            Автомашины с воздушной вентиляцией, имеющие жесткий кузов с дверьми для погрузки и выгрузки продуктов, отверстия для входа и выхода воздуха или устройство для принудительной вентиляции. В этих автомашинах температура внутри кузова равна наружной. На рисунке показана одна из таких автомашин-полуприцепов грузоподъемностью 13 500 кг. Кузов автомашины безрамный, с несущим основанием, цельнометаллический, клепаный. Пол кузова — ступенчатый. Кузов имеет две двухстворчатые двери: сзади и с правой стороны. Внутренние размеры кузова (в мм): длина 9110, ширина 2370, высота 1730 (1820); объем кузова 40 ж3, площадь пола 21,8 м2, погрузочная высота 1320 мм, собственная масса автомашины 4800 кг.
2.            Автомашины, имеющие изоляцию крыши, пола и боковых стенок кузова, что ограничивает теплообмен между внутренними и внешними стенками. Они различаются по типу изоляции.
На рис. 128 показан автомобиль-фургон ГЗСА-950 грузоподъемностью 3250 кг с изотермическим кузовом. Фургон смонтирован на шасси автомашины ГАЭ-53А. Автомашина предназначена для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии. Кузов автомашины деревометаллический, внутренняя обшивка — из оцинкованной стали, наружная — из листовой; дверь одностворчатая. Внутренние размеры кузова (в мм): длина 3690, ширина 2200, высота 1750; объем кузова 14,2 м3, погрузочная высота 1400 мм. Собственная масса автомашины 4000 кг.
3.            Автомашины-рефрижераторы с изотермическими кузовами, в которых источником холода служат натуральный, сухой лед или эвтектическая смесь. При внешней температуре -+25° С внутри кузова температура может быть понижена до -5° С и поддерживаться на этом уровне в течение 12 ч, а в кузове с повышенной изотермичностью температура может понижаться до —18° С. Такие автомашины-рефрижераторы применяют для перевозки свежих, охлажденных и замороженных продуктов.
Обычно в такие изотермические кузова закладывают в специальные бачки льдосоляную смесь, сухой лед (твердая углекислота | или замороженные эвтектические растворы, заключенные в герметических сосудах (хлористый калий или натрий и др.).
Однако понижение температуры в автомашинах-фургонах указанными способами трудоемко и неэффективно: льдосоляная смесь занимает значительные объемы кузова и снижает полезную грузоподъемность автомашины; сухой лед дорог; замороженные эвтектические растворы имеют малую продолжительность действия, вследствие чего затрачивается много рабочей силы и времени на перенос зероторов из кузова автомашины в холодильную установку и обратно.
4.            Автомашины-рефрижераторы с холодильными установками отличаются от транспортных средств третьей группы типом установок, производящих холод, которые длительное время поддерживают внутри кузова заданную температуру.
В зависимости от конструкции кузова и типа холодильной установки при температуре наружного воздуха +30° С внутри таких фургонов можно поддерживать температуру от +12° С до — 20°С (+12 и 0°С, +12 и -10°С, +12 и -20°С). Автомашины могут быть использованы для междугородных перевозок замороженных продуктов.
Типы и конструкции автономных холодильных установок весьма разнообразны. Определяющими для подвижного состава с автономными холодильными установками являются система охлаждения кузова, система силового привода холодильных установок и место расположения холодильных установок.
В настоящее время применяют две системы охлаждения: аккумуляционную и непосредственную. На рисунке показана автомашина-рефрижератор ЛуМЗ-890Б грузоподъемностью 2500 кг. Кузов автомашины цельнометаллический, объем его 10 м3 внутри обшит оцинкованным железом. В качестве изоляции применен пенопласт. Кузов имеет сзади одностворчатую дверь. Внутри кузова имеется десять крюков для подвешивания мясных туш. Внутренние размеры кузова (в мм): длина 3085, ширина 2080, высота 1665, погрузочная высота 1370; коэффициент теплопередачи кузова 0,565 ккал1м2-ч-град. Кузов охлаждается фреоновой установкой АР-4 производительностью 2200—2400 ккал/ч. Температуру в кузове можно регулировать в диапазоне от —15 до +4° С. Собственная масса автомашины со снаряжением 5770 кг.
В последнее время получает распространение метод охлаждения кузовов с помощью сжиженных газов — жидкой углекислоты или жидкого азота. Метод основан на непосредственном впрыскивании жидкости в кузов, в результате происходит ее испарение и кузов быстро и равномерно охлаждается. Кроме того, присутствие паров углекислого газа или азота создает условия замедленной бактериальной жизнедеятельности и замедления дыхания продукта, что также способствует его сохранности. На рисунке показана схема охлаждения кузова с помощью жидких газов (углекислоты, азота).
5.            Автомашины с подогреваемыми изотермическими кузовами имеют установку, которая служит для отопления и при температуре наружного воздуха —20° С поддерживает внутри фургона температуру около -j-12°C в течение 12 ч.
На рисунке приведена одна из схем, используемая для подогрева кузова. Отработанные газы двигателя автомашины через коллектор 1 и трубопровод 2 попадают в калорифер 3, где, отдав часть тепла, идут в глушитель 4 и затем в атмосферу. Воздух, нагреваемый в калорифере 3, поступает в нижнюю часть фургона 9 по нескольким трубопроводам 8 с отверстиями. Приток воздуха в калорифер осуществляется с помощью вентилятора из трубопровода, соединенного с верхней частью кузова и атмосферой через шибер.
Специализированные автомашины, прицепы и полуприцепы, как указывалось выше, имеют свои конструктивные решения зависимости от особенностей перевозимого товара. Автомашины-самопогрузчики (разгрузчики) эффективно используются при перевозке крупногабаритных товаров: мебели, пианино, холодильников и т. п., а также для доставки товаров в специализированных контейнерах (таре-оборудовании). В качестве рабочих механизмов здесь могут быть использованы грузоподъемные борта кузова автомашин, гидравлические краны, перевозимые в комплекте с автомашиной вилочный погрузчик.
Применение грузоподъемных бортов автомашин дает возможность механизировать погрузочно-разгрузочные работы и не требует дополнительно специальных устройств. Как показали экономические расчеты, у автомашин, оборудованных грузоподъемными бортами, значительно; сокращается время простоев. Грузоподъемность бортов колеблется от 250 до 1000 кг. Полный цикл работы грузоподъемного борта — откидывание, спуск, подъем и закрытие — занимает около 2 мин. Грузоподъемными чаще всего выполняются задние борта кузова автомашины, но встречаются и боковые грузоподъемные борта. В процессе погрузки борт автомашины-самопогрузчика превращается в платформу, способную поднимать груз с земли до кузова, сохраняя при этом горизонтальное положение. При движении автомашины грузоподъемный борт закрепляется вертикально и играет роль обыкновенного борта. Такой борт обычно делают во всю ширину кузова автомашины, но в некоторых случаях он имеет небольшие размеры и может выполнять роль подъемной площадки. Перемещается борт по вертикальным направляющим стойкам или с помощью шарнирного устройства. Применение шарнирного устройства имеет некоторое преимущество, так как в данном случае кроме вертикального перемещения борт можно на любой высоте наклонять в любую сторону под углом до 10°. Приводом для поднятия (опускания) борта служит гидравлическая система, электродвигатель насоса, который питается от аккумуляторной батареи автомашины; иногда применяется система полиспастов, направляющих реек и редуктор, приводимый во вращение вручную.
Аналогичные функции выполняет автомашина, оборудованная гидравлическим подъемным краном, которая показана на рисунке.
В последние годы нашли широкое использование в торговле за рубежом автомашины, снабженные в комплексе вилочным погрузчиком грузоподъемностью до 1000 кг, который транспортируется одновременно с перевозкой грузов. Для этой цели специально разработан малогабаритный облегченный вилочный погрузчик на трехколесной тележке.
По окончании работы водитель подъезжает на погрузчике к автомашине сзади и вводит его вилочный захват в специальные карманы под кузовом. Затем включают электродвигатель опускания вил и погрузчик с помощью грузоподъемного механизма подтягивается снизу к раме автомашины. Специальные замки фиксируют положение погрузчика при транспортировке. По прибытии на место погрузчик опускают, после чего он сразу может быть использован для работы. Привод такого погрузчика — электрический. Ведущее заднее колесо приводится во вращение компактным электродвигателем со встроенным редуктором. Источником электроэнергии служат аккумуляторные батареи напряжением 12 В, подзарядка которых происходит во время переездов от генератора автомашины. В порядке эксперимента работы по оснащению автомашин вилочными погрузчиками проводятся и в нашей стране.
Удобна в эксплуатации автомашина со встроенными электротензометрическими весами ЭАВ. Такое сочетание транспортных средств и весов значительно облегчает труд рабочих, сокращает время переработки грузов.
Масса груза, помещенного в кузове такой автомашины, воспринимается четырьмя силоизмерительными элементами. Весы снабжены арретиром, позволяющим при взвешивании разобщить кузов и раму автомашины и жестко соединить их при движении автомашины. Указатель массы находится на приборной доске в кабине водителя. В средней части указателя (шкалы) весов расположен микроамперметр, выполняющий функции нуля-индикатора, в правой — реохорд, шкала которого разбита на 500±5 делений, в левой — потенциометр установки нуля. Наибольший предел взвешивания весов 2500 кг. Допускаемая погрешность при нагрузке от 0,2 наибольшего предела взвешивания ±0,5% и от 0,2 до 0,1 наибольшего предела взвешивания ±2,5 кг. Пределы изменения температуры окружающей среды ±40° С, цена деления 1 кг.
Из класса специального автотранспорта наиболее широкое использование в торговле нашли автомобильные краны различных конструкций.
Краны, изготовляемые на базе шасси стандартных автомашин (автомобильные краны), делят на однодвигательные и многодвигательные. У однодвигательных кранов все крановые механизмы приводятся в действие от двигателя автомашины посредством механических передач (механическая трансмиссия). У многодвигательных кранов двигатель автомашины приводит в движение генератор электрического тока, от которого осуществляется питание электрической энергией отдельных электродвигателей, приводящих в действие непосредственно крановые механизмы, или через гидронасос, питающий жидкостью гидравлические двигатели. В торговой практике получил распространение кран ЛАЗ-690, выпускаемый на базе двухосного шасси автомашины ЗИЛ-130. Кран ЛАЗ-690 имеет следующее устройство. На трансмиссии автомашины устанавливают добавочно коробку отбора мощности, которая соединена с карданным валом коробки передач. При работе крана вращение от коробки отбора мощности через ряд шестерен и валов передается крановому реверсу. Включая кулачковый вал реверса, можно передать вращение барабану механизма подъема или барабану механизма изменения вылета стрелы, или шестерне механизма вращения, обкатывающейся вокруг неподвижно закрепленного зубчатого венца.
Работа автомобильных кранов с максимальной грузоподъемностью допустима только на выносных опорах, увеличивающих опорную базу крана. Кран ЛАЗ-690 с опорами может поднять 3 т груза при высоте стрелы 5,5 м без опор при той же высоте стрелы он поднимает 1 г.
Автомобильные краны могут перемещаться на большие расстояния своим ходом со скоростью до 50 км/ч. В транспортном положении стрела опирается на переднюю стойку и крепится к ней.
Эксплуатация и техническое обслуживание. Механические транспортные средства относятся к повышенным источникам опасности при эксплуатации. Весь водительский состав допускается к управлению только после прохождения специальной подготовки и проверки состояния здоровья. Управлять механическими транспортными средствами разрешается водителю, имеющему удостоверение, выданное Государственной автомобильной инспекцией. При управлении транспортным средством водитель обязан иметь при себе соответствующее удостоверение на право управления, талон технического паспорта, путевой или маршрутный лист.
В целях поддержания автомашин в исправном техническом состоянии, уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения неисправностей, своевременного выявления и устранения их, поддержания надлежащего внешнего вида автомашин в СССР принята единая планово-предупредительная система технического обслуживания.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки после работы автомашины на линии. Оно заключается в приведении внешнего вида автомашины и внутренних частей кузова в надлежащее состояние, в дополнительной заправке агрегатов и механизмов топливом, маслом, водой, воздухом, проверке укомплектованности и технической исправности всех агрегатов автомашины, а также проверке состояния шин.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы, проводимые при ЕО, и, кроме того, ряд дополнительных смазочных, крепежных, контрольных и регулировочных работ, выполняемых, как правило, без снятия агрегатов и механизмов с автомашины или их разборки.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, выполняемые при ТО-1, а также дополнительные работы по предупреждению неисправностей и уменьшению износа деталей и узлов автомашины.
В зависимости от условий эксплуатации ТО-1 и ТО-2 проводятся после определенного пробега. Так, на дорогах с асфальтовым или бетонным покрытием пробег между очередными ТО-1 равен 1600—1800 км, ТО-2 — 8000—9000 км.
Работы по ТО-1 и ТО-2 проводятся в строгом соответствии с обязательным перечнем операций.
Кроме того, дважды в год проводится сезонное техническое обслуживание (СО) с наступлением температур окружающего воздуха выше +5° С или ниже —5° С. Текущие, средние и капитальные ремонты проводят по истечении определенного срока эксплуатации автомашины с учетом ее пробега, а также в экстренных случаях.