Меню раздела

  1. Торговая техника
  2. Значение измерительного оборудования
  3. Весоизмерительные приборы и их классификация
  4. Затребования, предъявляемые к весам
  5. Весы настольные гирные
  6. Весы настольные циферблатные
  7. Шкально-гирные весы
  8. Циферблатные весы
  9. Автомобильные весы
  10. Вагонные весы
  11. Гири
  12. Оптические и электронные весы
  13. Настольные оптические весы
  14. Электронные весы
  15. Правила эксплуатации весоизмерительных приборов
  16. Меры длины и объема
  17. Контроль за эксплуатацией весоизмерительного оборудования
  18. Выбор типов весов
  19. Фасовочное оборудование
  20. Расфасовочно-упаковочное оборудование для сыпучих пищевых продуктов
  21. Расфасовочно-упаковочное оборудование поточно-механических линий
  22. Кассовое оборудование
  23. Кассовое оборудование - Установочный механизм
  24. Кассовое оборудование - Индикаторный механизм
  25. Кассовое оборудование - Счетный механизм
  26. Кассовое оборудование - Печатающее устройство
  27. Кассовое оборудование - Нумератор чеков
  28. Кассовое оборудование - Механизм окрашивания
  29. Кассовое оборудование - Приспособление для чековой ленты
  30. Кассовое оборудование - Механизм контрольной ленты
  31. Кассовое оборудование - Механизм печатания
  32. Кассовое оборудование - Передаточный механизм
  33. Кассовое оборудование - Приводной механизм
  34. Кассовое оборудование - Замки и ключи
  35. Классификация контрольно-кассовых машин
  36. Организация эксплуатации контрольно-кассовых машин
  37. Порядок работы на контрольно-кассовой машине
  38. Порядок ведения кассовых операций
  39. Организация технического обслуживания контрольно-кассовых машин
  40. Некоторые сведения об отдельных контрольно-кассовых машинах
  41. Контрольно-кассовые машины КО
  42. Контрольно-кассовые машины КП
  43. Контрольно-кассовая машина КС-2М («Сула-3»)
  44. Электронные контрольно-кассовые машины
  45. Контрольно-кассовые машины «Сведа»
  46. Выбор типов контрольно-кассовых машин
  47. Холодильное оборудование
  48. Работа компрессионных холодильных машин
  49. Холодильные агенты и холодоносители
  50. Компрессоры
  51. Конденсаторы
  52. Испарители
  53. Вспомогательное оборудование
  54. Холодильные агрегаты
  55. Принцип действия абсорбционных холодильных машин
  56. Льдотехника
  57. Холодильники торговых предприятий
  58. Торгово-холодильное оборудование
  59. Кондиционирование воздуха
  60. Эксплуатация холодильного оборудования
  61. Измельчительно-режущее оборудование
  62. Сущность измельчительно-режущего процесса
  63. Оборудование для измельчения хрупких продуктов
  64. Оборудование для измельчения мяса и рыбы
  65. Оборудование для нарезания гастрономических продуктов
  66. Оборудование для нарезания хлебобулочных изделий
  67. Оборудование для нарезания сливочного масла
  68. Правила эксплуатации измельчительно-режущего оборудования
  69. Назначение, общие сведения и классификация торговых автоматов
  70. Устройство торговых автоматов
  71. Монетные механизмы торговых автоматов
  72. Автоматы для продажи жидких товаров
  73. Автоматы для продажи штучных товаров
  74. Автомат для продажи табачных изделий АТ-600Б
  75. Оборудование для приготовления и продажи напитков
  76. Оборудование для приготовления и продажи газированной воды
  77. Оборудование для приготовления и продажи кофе
  78. Оборудование для продажи готовых напитков
  79. Оборудование жидкостных и газовых коммуникаций
  80. Сведения о подъемно-транспортных машинах
  81. Грузоподъемные машины и установки
  82. Транспортирующие машины и установки
  83. Погрузочно-разгрузочные, штабелирующие машины и установки
  84. Выбор оптимальной схемы механизации работ в торговых предприятиях
  85. Технологическое оборудование для механизации складов оптовых баз
  86. Комплекс оборудования для автоматизированного склада кипных товаров (СМЯ)
  87. Поточно-механизированные линии
  88. Оборудование для механизации труда работников в магазинах
  89. Торговый транспорт
  90. Торгово-технологические и эксплуатационные требования
  91. Автомашины, предназначенные для перевозок в торговле
  92. Контейнерные перевозки

Контент

Назначение, общие сведения и классификация торговых автоматов

Торговыми автоматами называют устройства, которые без участия обслуживающего персонала принимают монеты или другие платежные средства и выдают товар покупателю, самостоятельно выполняя все рабочие и вспомогательные процессы и движения.
Развитие торговли через автоматы является одним из направлений научно-технического прогресса в торговле, важным условием дальнейшего повышения эффективности труда и культуры торговли.
Развитие торговли посредством автоматов становится возможным и экономически оправданным на определенном высоком уровне развития науки и техники. Факторами, определяющими успешное развитие торговли через автоматы, являются: высокоразвитое машиностроение и приборостроение, в частности торговое машиностроение; стандартизация и производство в достаточном количестве предварительно расфасованных и подготовленных к продаже товаров массового потребления; устойчивый и постоянный спрос на товары, продаваемые через автоматы, наличие в обращении разменной монеты высокого достоинства. Торговля через автоматы относится к прогрессивным формам торгового обслуживания населения. Однако торговые автоматы не могут полностью заменить обычные методы продажи товаров. Торговля через автоматы является дополнительной формой обслуживания потребителей и может рассматриваться как одна из форм самообслуживания, рассчитанная на быструю продажу товаров массового, повседневного спроса.
Торговые автоматы были созданы в конце XIX века. Первоначально они использовались промышленными и торговыми фирмами для рекламы своих товаров. Последующее развитие торговли через автоматы показало ряд достоинств новой формы продажи товаров. С помощью торговых автоматов стало возможно быстрое расширение торговой сети по продаже товаров массового спроса. Торговые автоматы позволяли максимально приблизить товары к покупателю. Они могли быть установлены в местах работы, учебы, отдыха — всюду, где могла возникнуть потребность в товарах.
Не связанные непосредственно с обслуживающим персоналом автоматы позволяли населению приобретать продукты питания, табачные изделия, медикаменты и другие товары в то время, когда обычные торговые предприятия были закрыты. Групповая установка автоматов сократила время, затрачиваемое покупателем на приобретение товаров. Применение в автоматах дозаторов и продажа заранее расфасованных товаров гарантировала покупателю точный вес и меру приобретаемого товара.
Большое значение имело разрешение проблемы продолжительного хранения товаров в автоматах, а также широкое развитие предварительной фасовки товаров и применение новых упаковочных полимерных материалов. Были созданы монетные механизмы и разменные автоматы, обеспечивающие прием и размен металлической монеты и бумажных денег. Все это позволило резко увеличить товарооборот автоматов, повысить рентабельность торговли, снизить уровень издержек обращения. Через автоматы стала возможной продажа охлажденных и газированных напитков, молочных продуктов, мороженого, скоропортящихся товаров.
Развитие торговли через автоматы в ряде индустриально развитых стран Европы и Америки привело в начале 60-х годов к выделению торгового автоматостроения в самостоятельную отрасль высокоразвитого производства. Торговля через автоматы стала специфической формой обслуживания населения с присущей ей особенностью организации и ведения торговли, своеобразным ассортиментом товаров и услуг, собственной машиностроительной базой.
Однако, несмотря на ряд достоинств, торговля через автоматы возможна далеко не всеми товарами. Товары, требующие предварительной консультации и опробирования, крупногабаритные и дорогостоящие, не могут быть реализованы с помощью автоматов.
Через автоматы целесообразно продавать товары, хорошо известные покупателю, имеющие массовый и устойчивый спрос, относительно небольшие размеры, невысокую стоимость единицы реализуемого изделия, стандартную определенную форму.
К таким товарам в первую очередь относятся: горячие, прохладительные и газированные напитки, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, мороженое, табачные изделия, консервированные продукты, медикаменты и аптекарские товары.
Развитие торговли через автоматы в СССР. Массовое производство торговых автоматов в Советском Союзе началось со второй половины 50-х годов. Изменение масштаба цен и введение в обращение разменной монеты высокого номинала в 1961 г. расширили пределы возможного применения автоматов. Большое значение имела перестройка системы конструирования и производства автоматов, осуществленная в начале 60-х годов. Был создан головной Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт торгового машиностроения (ВНИИторгмаш), что позволило объединить усилия ряда конструкторских бюро и направить их на решение актуальных задач торговли.
В последующие годы были проведены большие работы по разработке типажей и ГОСТов на торговые автоматы и монетные механизмы. Определены основные направления в развитии торговли через автоматы: расширение с помощью автоматов мелкорозничной торговой сети, установка автоматов в предприятиях общественного питания, создание магазинов-автоматов для продажи продовольственных товаров и кафе-автоматов. На производстве торговых автоматов был специализирован ряд заводов торгового машиностроения.
Мероприятия в сфере производства и конструирования автоматов сопровождались разработкой организационной структуры построения автоматизированной торговли. В Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах были созданы специализированные торги, которые осуществляли весь комплекс работ по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации автоматов. В более мелких городах организуются хозрасчетные предприятия на базе кафе-автоматов. Примером подобной формы организации продажи товаров через автоматы является кафе-автомат «Юг» Сочинского треста ресторанов, насчитывающего 450 автоматов.
В настоящее время в торговле используется более 60 тыс. автоматов, из которых свыше 85% приходится на долю автоматов для продажи газированной воды. Товарооборот автоматов в крупных городах составляет примерно 0,1—0,2% общего розничного товарооборота. Автоматы устанавливают группами на улицах, площадях, в вокзалах, аэропортах, в местах отдыха и спортивных комплексах. В последние годы увеличилось число автоматов на производственных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Созданы магазины-автоматы и кафе-автоматы, частично или полностью оборудованные автоматами. Хорошо зарекомендовали себя автоматы для продажи газированных напитков, растительного масла, соков, разменные автоматы.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 г. «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности» предусматривает широкое внедрение наиболее экономичных и удобных для населения методов продажи, позволяющих использовать передовую технологию и средства механизации и автоматизации труда. Предусматривается выпуск автоматов для продажи газированных и горячих напитков в бумажные стаканчики, автоматов для продажи охлажденных и неохлажденных штучных товаров универсального назначения, киосков-автоматов для продажи табачных изделий и спичек. Будут созданы кафе-автоматы на 75 и 150 посадочных мест.
Классификация торговых автоматов. В основу принятой в Советском Союзе классификации торговых автоматов положено физическое состояние и вид продаваемого товара, условия его хранения и подготовки к продаже, степень универсальности автомата и его архитектурно-конструктивное исполнение.
Согласно данной классификации все автоматы делят на два класса — I и II и самостоятельную группу 3. Класс I включает автоматы дозирующие для продажи жидких товаров. К классу II отнесены автоматы для продажи штучных товаров. Группа 3 включает автоматы дозирующие для продажи сыпучих товаров.
Каждый класс делится на группы. Групповое деление автоматов класса I определяется наличием или отсутствием технологических функций приготовления продукта в автомате. В основу группового деления автоматов класса II положены два признака: универсальность конструкции автомата и наличие специальных температурных условий хранения товара.
Автоматы каждой группы в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации и соответствующего архитектурно-конструктивного исполнения подразделяются на две подгруппы.
Подгруппа А включает автоматы для индивидуальной установки (автоматы шкафного типа). Данные автоматы имеют закрытый корпус с дверью, через которую осуществляется его обслуживание. В случае необходимости автоматы могут быть установлены группами. Их располагают на открытых местах с интенсивным людским потоком: улицах, площадях, стадионах, в местах отдыха, а также в предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, кинотеатрах, вокзалах и т. д.
К подгруппе Б относятся автоматы, предназначенные для групповой установки (автоматы панельного типа). Они не имеют закрытого корпуса, что обеспечивает свободный доступ к основным узлам автомата с тыльной стороны. Рабочие элементы автомата отделены от покупателя перегородкой, которая практически делит помещение торгового предприятия на две части: торговый зал и подсобное помещение. Автоматы подгруппы Б могут быть установлены только в помещении: в магазинах-автоматах, кафе-автоматах, предприятиях торговли и общественного питания обычного типа.
Каждой группе автоматов отведено 100 номеров. Обозначение торгового автомата состоит из буквенного шифра: АТ — автомат торговый и трехзначного номера. Первая цифра означает помер группы. Последующие цифры показывают нумерацию автоматов в пределах группы. Автоматы подгруппы А имеют номера от 0 до 49, подгруппы Б — от 50 до 99.
Таким образом, автоматы первой группы содержат номера в пределах от 100 до 199. Шкафному автомату для приготовления и продажи газированной воды присвоен индекс АТ-100, панельному — АТ-150.
Объектами классификации являются также отдельные узлы торговых автоматов: монетные механизмы, холодильные агрегаты, сатураторы и т. д.
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР утвержден ряд ГОСТов на торговые автоматы и монетные механизмы, в том числе ГОСТы на методы и средства поверки автоматов.