Меню раздела
- Торговая техника
- Значение измерительного оборудования
- Весоизмерительные приборы и их классификация
- Затребования, предъявляемые к весам
- Весы настольные гирные
- Весы настольные циферблатные
- Шкально-гирные весы
- Циферблатные весы
- Автомобильные весы
- Вагонные весы
- Гири
- Оптические и электронные весы
- Настольные оптические весы
- Электронные весы
- Правила эксплуатации весоизмерительных приборов
- Меры длины и объема
- Контроль за эксплуатацией весоизмерительного оборудования
- Выбор типов весов
- Фасовочное оборудование
- Расфасовочно-упаковочное оборудование для сыпучих пищевых продуктов
- Расфасовочно-упаковочное оборудование поточно-механических линий
- Кассовое оборудование
- Кассовое оборудование - Установочный механизм
- Кассовое оборудование - Индикаторный механизм
- Кассовое оборудование - Счетный механизм
- Кассовое оборудование - Печатающее устройство
- Кассовое оборудование - Нумератор чеков
- Кассовое оборудование - Механизм окрашивания
- Кассовое оборудование - Приспособление для чековой ленты
- Кассовое оборудование - Механизм контрольной ленты
- Кассовое оборудование - Механизм печатания
- Кассовое оборудование - Передаточный механизм
- Кассовое оборудование - Приводной механизм
- Кассовое оборудование - Замки и ключи
- Классификация контрольно-кассовых машин
- Организация эксплуатации контрольно-кассовых машин
- Порядок работы на контрольно-кассовой машине
- Порядок ведения кассовых операций
- Организация технического обслуживания контрольно-кассовых машин
- Некоторые сведения об отдельных контрольно-кассовых машинах
- Контрольно-кассовые машины КО
- Контрольно-кассовые машины КП
- Контрольно-кассовая машина КС-2М («Сула-3»)
- Электронные контрольно-кассовые машины
- Контрольно-кассовые машины «Сведа»
- Выбор типов контрольно-кассовых машин
- Холодильное оборудование
- Работа компрессионных холодильных машин
- Холодильные агенты и холодоносители
- Компрессоры
- Конденсаторы
- Испарители
- Вспомогательное оборудование
- Холодильные агрегаты
- Принцип действия абсорбционных холодильных машин
- Льдотехника
- Холодильники торговых предприятий
- Торгово-холодильное оборудование
- Кондиционирование воздуха
- Эксплуатация холодильного оборудования
- Измельчительно-режущее оборудование
- Сущность измельчительно-режущего процесса
- Оборудование для измельчения хрупких продуктов
- Оборудование для измельчения мяса и рыбы
- Оборудование для нарезания гастрономических продуктов
- Оборудование для нарезания хлебобулочных изделий
- Оборудование для нарезания сливочного масла
- Правила эксплуатации измельчительно-режущего оборудования
- Назначение, общие сведения и классификация торговых автоматов
- Устройство торговых автоматов
- Монетные механизмы торговых автоматов
- Автоматы для продажи жидких товаров
- Автоматы для продажи штучных товаров
- Автомат для продажи табачных изделий АТ-600Б
- Оборудование для приготовления и продажи напитков
- Оборудование для приготовления и продажи газированной воды
- Оборудование для приготовления и продажи кофе
- Оборудование для продажи готовых напитков
- Оборудование жидкостных и газовых коммуникаций
- Сведения о подъемно-транспортных машинах
- Грузоподъемные машины и установки
- Транспортирующие машины и установки
- Погрузочно-разгрузочные, штабелирующие машины и установки
- Выбор оптимальной схемы механизации работ в торговых предприятиях
- Технологическое оборудование для механизации складов оптовых баз
- Комплекс оборудования для автоматизированного склада кипных товаров (СМЯ)
- Поточно-механизированные линии
- Оборудование для механизации труда работников в магазинах
- Торговый транспорт
- Торгово-технологические и эксплуатационные требования
- Автомашины, предназначенные для перевозок в торговле
- Контейнерные перевозки
Контент
Назначение, общие сведения и классификация торговых автоматов
Торговыми автоматами называют устройства, которые без участия обслуживающего персонала принимают монеты или другие платежные средства и выдают товар покупателю, самостоятельно выполняя все рабочие и вспомогательные процессы и движения.
Развитие торговли через автоматы является одним из направлений научно-технического прогресса в торговле, важным условием дальнейшего повышения эффективности труда и культуры торговли.
Развитие торговли посредством автоматов становится возможным и экономически оправданным на определенном высоком уровне развития науки и техники. Факторами, определяющими успешное развитие торговли через автоматы, являются: высокоразвитое машиностроение и приборостроение, в частности торговое машиностроение; стандартизация и производство в достаточном количестве предварительно расфасованных и подготовленных к продаже товаров массового потребления; устойчивый и постоянный спрос на товары, продаваемые через автоматы, наличие в обращении разменной монеты высокого достоинства. Торговля через автоматы относится к прогрессивным формам торгового обслуживания населения. Однако торговые автоматы не могут полностью заменить обычные методы продажи товаров. Торговля через автоматы является дополнительной формой обслуживания потребителей и может рассматриваться как одна из форм самообслуживания, рассчитанная на быструю продажу товаров массового, повседневного спроса.
Торговые автоматы были созданы в конце XIX века. Первоначально они использовались промышленными и торговыми фирмами для рекламы своих товаров. Последующее развитие торговли через автоматы показало ряд достоинств новой формы продажи товаров. С помощью торговых автоматов стало возможно быстрое расширение торговой сети по продаже товаров массового спроса. Торговые автоматы позволяли максимально приблизить товары к покупателю. Они могли быть установлены в местах работы, учебы, отдыха — всюду, где могла возникнуть потребность в товарах.
Не связанные непосредственно с обслуживающим персоналом автоматы позволяли населению приобретать продукты питания, табачные изделия, медикаменты и другие товары в то время, когда обычные торговые предприятия были закрыты. Групповая установка автоматов сократила время, затрачиваемое покупателем на приобретение товаров. Применение в автоматах дозаторов и продажа заранее расфасованных товаров гарантировала покупателю точный вес и меру приобретаемого товара.
Большое значение имело разрешение проблемы продолжительного хранения товаров в автоматах, а также широкое развитие предварительной фасовки товаров и применение новых упаковочных полимерных материалов. Были созданы монетные механизмы и разменные автоматы, обеспечивающие прием и размен металлической монеты и бумажных денег. Все это позволило резко увеличить товарооборот автоматов, повысить рентабельность торговли, снизить уровень издержек обращения. Через автоматы стала возможной продажа охлажденных и газированных напитков, молочных продуктов, мороженого, скоропортящихся товаров.
Развитие торговли через автоматы в ряде индустриально развитых стран Европы и Америки привело в начале 60-х годов к выделению торгового автоматостроения в самостоятельную отрасль высокоразвитого производства. Торговля через автоматы стала специфической формой обслуживания населения с присущей ей особенностью организации и ведения торговли, своеобразным ассортиментом товаров и услуг, собственной машиностроительной базой.
Однако, несмотря на ряд достоинств, торговля через автоматы возможна далеко не всеми товарами. Товары, требующие предварительной консультации и опробирования, крупногабаритные и дорогостоящие, не могут быть реализованы с помощью автоматов.
Через автоматы целесообразно продавать товары, хорошо известные покупателю, имеющие массовый и устойчивый спрос, относительно небольшие размеры, невысокую стоимость единицы реализуемого изделия, стандартную определенную форму.
К таким товарам в первую очередь относятся: горячие, прохладительные и газированные напитки, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия, мороженое, табачные изделия, консервированные продукты, медикаменты и аптекарские товары.
Развитие торговли через автоматы в СССР. Массовое производство торговых автоматов в Советском Союзе началось со второй половины 50-х годов. Изменение масштаба цен и введение в обращение разменной монеты высокого номинала в 1961 г. расширили пределы возможного применения автоматов. Большое значение имела перестройка системы конструирования и производства автоматов, осуществленная в начале 60-х годов. Был создан головной Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт торгового машиностроения (ВНИИторгмаш), что позволило объединить усилия ряда конструкторских бюро и направить их на решение актуальных задач торговли.
В последующие годы были проведены большие работы по разработке типажей и ГОСТов на торговые автоматы и монетные механизмы. Определены основные направления в развитии торговли через автоматы: расширение с помощью автоматов мелкорозничной торговой сети, установка автоматов в предприятиях общественного питания, создание магазинов-автоматов для продажи продовольственных товаров и кафе-автоматов. На производстве торговых автоматов был специализирован ряд заводов торгового машиностроения.
Мероприятия в сфере производства и конструирования автоматов сопровождались разработкой организационной структуры построения автоматизированной торговли. В Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах были созданы специализированные торги, которые осуществляли весь комплекс работ по монтажу, техническому обслуживанию и эксплуатации автоматов. В более мелких городах организуются хозрасчетные предприятия на базе кафе-автоматов. Примером подобной формы организации продажи товаров через автоматы является кафе-автомат «Юг» Сочинского треста ресторанов, насчитывающего 450 автоматов.
В настоящее время в торговле используется более 60 тыс. автоматов, из которых свыше 85% приходится на долю автоматов для продажи газированной воды. Товарооборот автоматов в крупных городах составляет примерно 0,1—0,2% общего розничного товарооборота. Автоматы устанавливают группами на улицах, площадях, в вокзалах, аэропортах, в местах отдыха и спортивных комплексах. В последние годы увеличилось число автоматов на производственных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Созданы магазины-автоматы и кафе-автоматы, частично или полностью оборудованные автоматами. Хорошо зарекомендовали себя автоматы для продажи газированных напитков, растительного масла, соков, разменные автоматы.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 г. «О некоторых мерах по улучшению торговли и ее технической оснащенности» предусматривает широкое внедрение наиболее экономичных и удобных для населения методов продажи, позволяющих использовать передовую технологию и средства механизации и автоматизации труда. Предусматривается выпуск автоматов для продажи газированных и горячих напитков в бумажные стаканчики, автоматов для продажи охлажденных и неохлажденных штучных товаров универсального назначения, киосков-автоматов для продажи табачных изделий и спичек. Будут созданы кафе-автоматы на 75 и 150 посадочных мест.
Классификация торговых автоматов. В основу принятой в Советском Союзе классификации торговых автоматов положено физическое состояние и вид продаваемого товара, условия его хранения и подготовки к продаже, степень универсальности автомата и его архитектурно-конструктивное исполнение.
Согласно данной классификации все автоматы делят на два класса — I и II и самостоятельную группу 3. Класс I включает автоматы дозирующие для продажи жидких товаров. К классу II отнесены автоматы для продажи штучных товаров. Группа 3 включает автоматы дозирующие для продажи сыпучих товаров.
Каждый класс делится на группы. Групповое деление автоматов класса I определяется наличием или отсутствием технологических функций приготовления продукта в автомате. В основу группового деления автоматов класса II положены два признака: универсальность конструкции автомата и наличие специальных температурных условий хранения товара.
Автоматы каждой группы в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации и соответствующего архитектурно-конструктивного исполнения подразделяются на две подгруппы.
Подгруппа А включает автоматы для индивидуальной установки (автоматы шкафного типа). Данные автоматы имеют закрытый корпус с дверью, через которую осуществляется его обслуживание. В случае необходимости автоматы могут быть установлены группами. Их располагают на открытых местах с интенсивным людским потоком: улицах, площадях, стадионах, в местах отдыха, а также в предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, кинотеатрах, вокзалах и т. д.
К подгруппе Б относятся автоматы, предназначенные для групповой установки (автоматы панельного типа). Они не имеют закрытого корпуса, что обеспечивает свободный доступ к основным узлам автомата с тыльной стороны. Рабочие элементы автомата отделены от покупателя перегородкой, которая практически делит помещение торгового предприятия на две части: торговый зал и подсобное помещение. Автоматы подгруппы Б могут быть установлены только в помещении: в магазинах-автоматах, кафе-автоматах, предприятиях торговли и общественного питания обычного типа.
Каждой группе автоматов отведено 100 номеров. Обозначение торгового автомата состоит из буквенного шифра: АТ — автомат торговый и трехзначного номера. Первая цифра означает помер группы. Последующие цифры показывают нумерацию автоматов в пределах группы. Автоматы подгруппы А имеют номера от 0 до 49, подгруппы Б — от 50 до 99.
Таким образом, автоматы первой группы содержат номера в пределах от 100 до 199. Шкафному автомату для приготовления и продажи газированной воды присвоен индекс АТ-100, панельному — АТ-150.
Объектами классификации являются также отдельные узлы торговых автоматов: монетные механизмы, холодильные агрегаты, сатураторы и т. д.
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР утвержден ряд ГОСТов на торговые автоматы и монетные механизмы, в том числе ГОСТы на методы и средства поверки автоматов.