Устройства для приемки картофеля и овощей в хранилища

 

Продукция после уборки с поля поступает в хранилища в самосвальных транспортных средствах — в тракторных прицепах или автосамосвалах. Картофель, корнеплоды и лук сгружают в приемные, обычно корытообразные бункера с подвижным днищем. В СССР серийно выпускают бункера с подвижным днищем ПБ-2, ПБ-4, ПБ-15, которые входят в состав сортировальных пунктов КСП-15, КСП-15Б, КСП-25, и комплект транспортеров ТХБ-20. Эти бункера рассчитаны на загрузку с торца, вместимость их до 4. . .4,5 т.
Полная разгрузка транспортных средств в такой бункер возможна после отвода части высыпанной продукции из зоны приемки, что вызывает простои транспорта. Для ликвидации этого недостатка бункера спаривают, делают над ними приемные воронки, что позволяет полностью разгружать в них автосамосвалы грузоподъемностью до 5 т. При разгрузке продукции в спаренные бункера типа ПБ с торца высота падения бывает минимальной — 40. . .50 см, что является большим преимуществом такого их размещения.
Получили распространение пирамидальные закрома, используемые для картофеля и корнеплодов. Основной их недостаток — большая высота падения продукции при загрузке, в отдельных случаях она достигает 3. . .4 м и более. Это приводит к ее повреждению (до 12,8 % от массы). Для уменьшения повреждаемости продукции практикуют установку в пирамидальных бункерах стационарных каскадных спусков-гасителей скорости загружаемой продукции, стенки бункеров обшивают строгаными досками, покрывают резиной, укладываемой на резиновые жгуты.
Радикальным способом сокращения повреждаемости в пирамидальных бункерах является устройство в них подвижных днищ и одной стенки. Конструкция такого бункера предложена Л. И. Манпилем совместно с автором. В этом бункере днище и стенку со стороны, противоположной приемке продукции, делают из гибкого полотнища (рис. 4). В начале загрузки полотнище противовесами выгибается так, что в верхней части бункера образуется горизонтальная площадка, на нее и сгружают продукцию. По мере загрузки полотнище оттягивается вниз и бункер заполняется полностью при постоянной высоте свободного падения. Подвижная стенка исключает образование сводов, зон повышенных давлений при выгрузке продукции из бункера.
Пирамидальные бункера разгружают через люки, располагаемые в нижней части боковых стенок или в днище. Минимальные размеры люка (диаметр для круглых или наименьшая сторона для прямоугольных) должны быть равны для картофеля и лука 500 мм, для моркови и свеклы — 650 мм. Бункера разгружают с помощью сегментных, плоских шиберных и роликовых затворов, транспортеров-питателей. Последние часто устанавливают с изменяемым углом наклона, что позволяет выгружать продукцию, обеспечивая минимальную высоту ее падения в транспортные средства и приемные воронки транспортеров.
Для транспортирования картофеля, корнеплодов, лука, капусты используют специальные системы транспортеров, у которых ограничивают скорость ленты для предотвращения травмирования продукции. Для гладкой ленты она не должна превышать 0,7. . .0,9, лопастной — 0,5. . .0,8 м/с. Если транспортеры снабдить специальными гасящими устройствами (рис. 5), предложенными А. С. Елизаренко, то скорость ленты может быть увеличена до 1,6 м/с для гладкой и до 1,3 м/с для ленты с лопастями. Применять гасящие устройства можно на транспортерах в конце технологических линий, при передаче продукции с одного транспортера на другой или в какую-нибудь машину их использовать нельзя.
В комплект транспортеров ТХБ-20 входят: приемный бункер ПБ-15 с подвижным дном, один ленточный транспортер длиной 3 м, три ленточных транспортера длиной по б м, один наклонный лопастный транспортер ТПЛ-30 и один самоходный роликовый подборщик продукции с телескопическим транспортером, состоящим из двух секций длиной по 6 м.
Ленточные транспортеры, входящие в комплект транспортеров ТХБ-20, переносные, гладкие плоские ленты, ведущие и ведомые валы, привод от электродвигателя. Транспортеры ТПЛ-30 имеют раму с изменяемым углом наклона с помощью тросовой системы и ручной лебедки. Лопастное полотно транспортера крепится на втулочно-роликовых цепях. Приемный бункер в системах транспортеров имеет корытообразную форму и подвижное днище, представляющее собой ленту, закрепленную на втулочно-роликовых цепях, бункер имеет самостоятельный электропривод и двухскоростную коробку передач.
Транспортер-загрузчик ТЗК-ЗО — это комплекс механизмов, соединенных в один агрегат. В него входит приемный бункер вместимостью 2,0 т, оборудованный подвижным ленточным дном, наклонный транспортер и транспортер-стрела. Ходовая часть транспортера состоит из рамы, установленной на четырех пневматических колесах. Привод на колеса и управление — автомобильного типа.
Транспортер-подборщик ТПК-30 служит для подбора клубней с пола хранилища во время выгрузки картофеля. Подборщик монтируют на транспортере-загрузчике ТЗК-ЗО вместо приемного бункера, он подает картофель на подъемную и загрузочную секции транспортера-загрузчика ТЗК-ЗО. Его применение экономически оправдано в хранилищах вместимостью более 1000 т. В хранилищах меньшей вместимостью эффективен комплект транспортеров ТХБ-20.
В таблице 19 приведена характеристика транспортных средств и механизмов, используемых на плодоовощных базах.

 

 
© 2011 Разработано специально для food-industri.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.